БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, переда­ваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человече­ским слухом. Это колебательное движение характеризуется определен­ными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкаль­ным тоном или просто тоном(таков, например, звук струны скрип­ки). Если же, напротив, колебание является неравномерным, неперио­дическим, мы имеем дело с шумом(таков, например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропор­ции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в ре­зультате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. их специфической окрас­ки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], [1] от [n] и от [d] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе — допол­нительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возни­кающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызы­вают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, на­блюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям ор­ганов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резо­натора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное раз­нообразие звуков нашей речи.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только фи­зическое явление, но также и результат определенной работы челове­ческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происхо­дящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и пер­цептивный.

Подробнее остановимся на произносительном ас­пекте.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, не­обходимо следующее: а) определенный импульс, посылаемый из голов­ного мозга, точнее, из так называемого моторного центра речи — из зоны Брока, находящейся в 3-й лобной извилине левого полушария; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно вы­полняющим данную «команду»; в) в громадном большинстве случаев — сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответ­ствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Рассмотрим вкратце функции произносительных органов. Эти органы делят на активные и пассивные: активные выполняют те или иные движения, необходимые для произнесения звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для активного органа. Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык, губы и нёбная занавеска.

1.Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению мускулов и хрящей гортани наподобие струн музыкального инстру­мента, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в ко­лебательное движение, создающее музыкальный тон. Этот тон и называется голосом. Голос используется, как правило, при образовании гласных, сонантов ([I], [r], [m], [n] и др.) и звонких шумных согласных ([g], Id], 1b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса, назы­ваются глухими (например, глухие согласные |k], [t], [s]). При суже­нии голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разры­вом смычки возникают шумы, составляющие в некоторых языках осо­бые гортанные согласные или же используемые как дополнительный признак при образовании других звуков — гласных и согласных. Примером гортанных согласных может служить так называемый нем. «Knacklaut» («сильный приступ» гласного, находящегося в начале слова). При особом способе открытия голосовой щели возникает шепот.

2. Надгортанные полости, т. е. полость глотки, по­лость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора, создающего резонаторные тоны. Кроме того, при образовании всех согласных (кроме гортанных) в разных точках полости рта (или глотки) или на выходе из полости рта возникает то или иное препятствие на пути воздушной струи. Это препятствие может носить разный характер:

при плотном соприкосновении произносительных органов образуется смычка, а при достаточном сближении их друг с другом — щель. Когда мы произносим такие согласные, как [b] в баба или [t] в там, воздуш­ная струя с коротким шумом выталкивается в момент взрыва смычки. При произнесении [v], [f], [s] и т. д. воздух с шумом трения проходит через узкую щель. В некоторых случаях возникающая преграда не преодолевается воздушной струёй, а обходится «кружным путем» (например, при произнесении [m] — через нос).

3. Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков играет язык — очень подвижный орган, способный принимать раз­личные положения. Он может оттягиваться назад, сжимаясь в комок и освобождая большее резонаторное пространство в передней части полости рта (при произнесении гласных заднего ряда, например [о], [u]), или, напротив, подаваться всей массой вперед, расширяя резо­наторное пространство позади (при образовании гласных переднего ряда, например [е],[i]). При движении распластанного языка вверх произносятся гласные смешанного ряда, например [ы]. Разной оказы­вается также степень подъема языка. Наименьшая степень подъема и, следовательно, максимально широкий проход для воздуха наблюда­ются при [а], наибольшая степень подъема и соответственно наиболее узкий проход—при [u], [ы], [i].

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных вы­полняет движения, меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких» согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую «окраску на i». Эту особенность артикуляции называют палата­лизацией (от лат. palatum 'твердое нёбо'), а соответствующие со­гласные — палатализованными. При образовании русского твердого [1] имеет место веляризация (от лат. velum 'мягкое нёбо') — подъем задней части языка в направлении к мягкому нёбу.

4. Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной полости, меняют ее форму. Это создает особую окраску так называемых сгубленных (лабиализованных) звуков, например гласных [о], [u], [у] (в нем. тйае 'усталый', фр. rue 'улица') и некоторых других. При произне­сении губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются, во-первых, губно-губные (билабиальные) со­гласные — смычные, например [р], [Ь], и щелевые, в частности[w],например в англ. wall 'стена'; во-вторых — губно-зубные (лабиодентальные), в частности щелевые [v], [f] (щель между нижней губой и пассивным органом — нижним краем верхних зубов).

5. Нёбная занавеска может принимать поднятое поло­жение, закрывая проход в полость носа (так обстоит дело при артику­ляции всех неносовых звуков, приводившихся в качестве примеров в пп. 3 и 4), либо, напротив, опускаться, открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор. В этом по­следнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b] + носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др..

6. Активными органами в полости рта являются при произнесении некоторых звуков также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых языках задняя стенка глотки—при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house 'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора, 'гора'.

Артикуляция – совокупность органов речи при образовании звука. Артикуляция складывается из трех частей: приступ (экскурсия), средняя часть (выдержка) и отступ (рекурсия).

Учитывая работу произносительных органов, необходимую Для образования каждого звука, мы получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную) классификацию звуков.

1. Первое и главное членение в этой классификации — членение на гласные и согласные. Гласные могут быть охарактери­зованы как звуки — «ртораскрыватели», звуки, при артикуляции которых речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт и ток воздуха не встречает препятствий. У гласных нет определенного «фокуса»—места образования; для них типична общая, «разлитая» напряженность мускулов всего произносительного аппарата и отно­сительно слабая воздушная струя. Согласные, напротив, могут быть названы «ртосмыкателями», при их произнесении обязательно возни­кает та или иная преграда на пути воздушной струи (обычно в надгор­танных полостях, а в случае гортанных согласных — в гортани). Соответственно у них есть определенный «фокус» — место образования. Для согласных типично сосредоточенное мускульное напряжение в месте образования преграды и более сильная воздушная струя. Гласные нормально образуются с голосом, но встречаются и глухие гласные (так может произноситься второй гласный в русск. топот)', вместе с тем, как сказано выше, голос участвует и в образовании мно­гих согласных.

2. Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается ряд (передние, задние и смешанные, а также и более дробные подразделения — «передние отодвинутые назад», «задние продвинутые вперед» и т. д.) и степень подъема языка (открытые, или «широкие», и закрытые, или «узкие», гласные). Вторым существенным моментом является работа губ: различают огубленные и неогубленные гласные (в некоторых случаях и разные степени огубленности). В ряде языков гласные приходится классифицировать также по работе нёб­ной занавески (неносовые и носовые), по долготе (долгие и краткие) и т. д.

3. Классификация согласных сложнее. Прежде всего по типичному соотношению шума и голоса в образовании согласного нужно учиты­вать деление на сонанты (голос преобладает над шумом) и шумные и, далее, деление шумных на звонкие (произносимые с участием голоса), например русские или французские [b], [d], [g], [z], и глухие (произносимые вовсе без голоса), например [р], [t], [k], [s].

Группа сонантов может рассматриваться как в некотором роде промежуточная между гласными и шумными согласными. При произ­несении сонантов преграда имеет место, но либо она является более слабой, чем у шумных согласных, либо воздушная струя не преодоле­вает, а обходит эту преграду.

4. Второе деление согласных, перекрещивающееся с первым,— это деление по способу образования шума, т.е. по характеру преграды, на уже встречавшиеся нам выше группы смычных, ще­левых и дрожащих. Среди смычных, в свою очередь, выделяются взрыв­ные, у которых смычка заканчивается взрывом (например, [р], [t], [k], [b], [d], [g] в положении перед гласным), и аффрикаты , у которых смычка без взрыва переходит в щель. Примеры аффрикат: [с] в царь, [с] в чай (глухие переднеязычные аффрикаты), [рф] в нем. Apfel 'ябло­ко' (глухая губная аффриката). Особый случай представляют так на­зываемые имплозивные, т. е. такие смычные, при произнесении ко­торых нет ни взрыва, ни перехода в щель и которые, таким образом, заканчиваются смычкой. Смычные согласные [m], [n], [р], [t] и др. в положении перед другими смычными (а нередко и на конце слова перед паузой) обычно реализуются как имплозивные.

5. Третье деление согласных, также перекрещивающееся с первы­ми двумя,— это деление по активному артикулирую­щему органу. Здесь выделяются, как мы видели, губные, пе­реднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные. Более дробное подразделение, в частности, в группе губных учитывает активность обеих губ или только нижней, а в группе переднеязычных — активность и способ работы отдельных участков передней части языка. Кроме того, при дальнейшем подразделении принимается во внимание также пассивный орган, что отражается в та­ких терминах, как «губно-зубные».

9. Фонетика. Звуковые процессы (спонтанные и комбинаторные): ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и редукция.

Живые фонетические процессы: звуковые изменения, происходящие в современном языке, исторические фонетические процессы – процессы, происходящие в истории языка.

1. Комбинаторные изменения звуков – зависит от воздействия соседних звуков.

Виды: 1) Ассимиляция – уподобление либо согласных согласным, либо гласных гласным. Н-р изжить > и[жж]ить; сшить >[шш]ить – полная ассимиляция. Лодка >ло[т]ка – неполная. 2) диссимиляция – расподобление между двумя одинаковыми или близкими по звучанию звуками. 3) аккомодация – приспособление в артикуляции гласных к согласным и согласных к гласным. 4) диереза (выкидка) – исчезновение звуков в слове; 5) гаплология – выкидка одного из подобных или близких по звучанию слогов в сложном слове; 6) эпентеза (вставка) – вставка постороннего звука в слово для благозвучия; 7) метатеза – перестановка звуков или слогов в слове.

Комбинаторные изменения – это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Причина: артикуляционная связность изменений звуков, в результате которой происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия предшествующего звука влияет на экскурсию последующего звука, что влечет за собой качественные изменения звука. По направлению влияния звуков друг на друга: прогрессивные и регрессивные. По расстоянию – контактные и дисконтактные.

1) Ассимиляция

Частичное изменение артикуляции смежных звуков согласного и гласного. В основе лежит уподобление согласных согласным и гласных гласным. Ассимиляция возможна между звуками однородного типа (гласные с гласными, согласные с согласными). Виды ассимиляции: а) по способу взаимодействия : полная – оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми н-р изжить, сшить, дождя; неполная – после ассимиляции звуки сохраняют различие, изменение происходит лишь по одному признаку, н-р лодка, вообще. б) по направлению: прогрессивная (предыдущий звук влияет на последующий), н-р почтамт и регрессивная (если предыдущий звук уподобляется предшествующему), н-р визжать >ви[жж]ать. в) по расстоянию между взаимодействующими звуками: контактная (звуки непосредственно взаимодействуют), дистантная (звуки разделены по крайней мере одним звуком)

Иногда ассимиляция выражается на письме: н-р ноздря – нас; свадьба- сват.

2) Диссимиляция

Расподобление между одинаковыми и близкими по звучанию (или артикуляции) звуками: гласные + гласные; согласные + согласные. Основана на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звуков. Диссимиляция более резко меняет фонетический облик и поэтому чаще встречается в ненормированной речи: диалекты, просторечья, детская речь. Реже допускается в литературной речи. Диссимилируются звуки только одного типа. Виды диссимиляции: а) контактная Н-р: ле[х]ко – легко; [ш]то – что; тра[н]вай – трамвай; до[х]тор – доктор; [х]то – кто; и дистактная Н-р: коридор – колидор; секретарь – секлетарь; феврарь – февраль; велблюд – верблюд. б) прогрессивная Н-р ас[в]альт – асфальт и регрессивная.

3) Аккомодация – приспособление

Возникает между согласными и гласными, стоящими рядом. Экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии «предыдущего» - прогрессивная; или рекурсия предыдущего приспосабливается к экскурсии последнего – регрессивная. Виды аккомодации: а) прогрессивная и регрессивная; б) всегда контактна!!! Н-р мер – гласные после палатализованных согласных становятся более закрытыми. Аккомодация может быть только с соседними звуками.

4) Метатеза (перестановка)

Слово из одного языка переходит в другой, т.е. при заимствовании иноязычных слов, при переходе слова из одного городского литературного языка в другой (диалект). А) заимствование словах: футляр – Futteral, тарелка - талерка, б) при переходе в диалект: ведмедь, ралек- ларек; в) в детском языке: кашалатка, капет. Современная речь: лакать – алкать, лаколый – алчный, ватрушка – творужка, ладонь – долонь.

4) Диэреза – выкидка.

Выкидка, исчезновение звука в слове. Происходит по фонетическим причинам, либо по причинам экономии речевых усилий в обиходно-разговорной и диалектной речи. Н-р местный – мес[н]ый, что - [ш]то, Иван Иванович – Ван Ваныч, облако – обвлако, обоз –обвоз, оборот – обворот, обонять – обвонять.

5) Гаплология – выкидка одного из подобных или близких по звучанию слогов на стыке двух слов (или морфем) в сложном слове. Н-р близо-зоркий – близорукий, розово-ватый – розоватый, знаменно-носец – знаменосец, корне-носый – курносый, минероло-логия – минеролгия, дико-образ – дикобраз, стипе-пендия – стипендия.

6) Эпентеза – вставка

Вставка постороннего звука в слове, чаще для благозвучия [j]. Н-р англ. Fish[i]s, Мари[j]я, детская речь: радиво, какаво.

7) Протеза – надставка

Вставка впереди, чаще к началу слова.

Н-р [в] – острый – вострый, осемь – восемь, усеница – гусеница, ето – это.

Позиционный изменения звуков – это такие изменения звуков, обусловленные позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Виды позиционных изменений:

1) Ударение – это выделение из группы слогов, одного слога. Виды ударений: динамическое (силовое) – силой или интенсивностью артикуляции, квантитативное (= количественное, долготное) – от долготы произношения, тоновое ударение (= мелодическое, музыкальное) – движение голосового тона на фоне нейтрального тона прочих слогов.

2) Редукция – ослабление или изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. Чаще всего происходит редукция гласных. Виды: 1) количественная – гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняют в любом слоге. Сокращение длительного звучания гласного в безударной позиции. Н-р быт – бытовка – бытовой. Апокопа – выпадение гласного в конце слова Н-р чтоб(ы). Синкопа – выпадение гласного в середине слова во(о)бще. 2) Качественная редукция – ослабление или укорочение произношения безударного гласного, но и изменение их качества, которое приближает их к гласным среднего подъема. Н-р вода. Голосовые связки при редуцированных безударных гласных звучат слабее, что и уменьшает их сонорность

Живые чередования звуков – 1) оглушение или озвончение согласных перед звонкими или глухими согласными. 2) закрытость гласных в слове в соседстве с палатализованными согласными. 3) оглушение звонких согласных в конце слова. Причины, вызывающие изменения звуков, существуют в языке в настоящее время и продолжают действовать в том же направлении.

Историческое чередование звуков – в свое время были живые, потом движущие силы этих изменений перестали действовать, но результаты остались в современном языке, не будучи сейчас мотивированны. Н-р пеку печешь.

10. Фонология. Фонема и аллофоны. Позиции и оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки, варианты и вариации фонем.

История фонологии

1) 19 в. противопоставление двух понятий «звукокачество» и «звукоколичество». Задумались над проблемами звуков в системе языка. Первый русский языковед – Услар утверждал, что в речи используются звукоколичества. Звукокачества – не просто звучат в речи, но и различают смысл. Звукоколичества – звучат в речи, произносятся, но смысла не различают. Н-р Сома поймала сама. Звуки [с] (дома) [м] (сова) [а] (саму) – «звукокачества» - звуки первого рода [ᶺ] – «звукоколичество» (редуцированный гласный среднего ряда, среднего подъема.

2) И.А. Бодуэн де Куртэне (1845-1929) – русский ученый. Термин «фонема» как общее представление о звуке (= «звукокачества» у Услара).

3) Н.С. Трубецкой (1890-1938) «Основы фонологии», «фонология», уточненное понятие «фонема, метод оппозиции».

Фонетика – изучает звуки с точки зрения акустики и артикуляции. Фонология – рассматривает звуки на уровне языка (изучение фонем – прототипов звуков). Метод оппозиции – способ выявления фонем в языке.

Оппозиция звук (фон) и фонема.

Фон – звук, который мы произносим или слышим в речи – бесконечное разнообразие фонов (= звуков) в речи. Фонема – фонетическая единица языка, различающая смыслы языковой единицы. Фонемы существуют как некие абстрактные единицы. Количество фонем ограничено: 40 фонем – английский, 39 – русский, 36 – немецкий, 35 – французский языки.

Метод минимальных пар = метод оппозиции – принципы противопоставления по смыслу в рамках минимальной лексической пары. Позволяет четко определить является ли звук в слове фонемой: подбираются пара слов с одинаковым количеством и порядком звуков в этих словах, но отличающихся по одному звуку. Если отличительный звук ведет к изменению смысла – это разные фонемы. Н-р [л]-[л‘] мел – мель; [ф]-[в] фаза – ваза;

Фонема – 1) минимальная единица звукового строя языка, 2) служит для образования и 3) различия значимых единиц языка (морфов, лексем).

Фонемы – единицы языка – отношения между фонемами – парадигматические (оппозиции) – оппозиции по определенному предмету. Н-р: фонема существует в системе языка в виде противопоставлений друг другу единиц. Фонема «Д» в русском языке: 1) звонкость – vs Т пруд – пруда; 2) переднеязычность vs К, Г ком – дом; 3) взрывность vs С – дом – сом; 4) ротовость vs Н дам – нам.

Можно лишь доказать при подборе противопоставлений. Фонема – с одной стороны – минимальная единица, но у нее много признаков. Сложная структура, набор признаков, по которым она противопоставляется другим в системе языка (= парадигматические отношения).

Фонема = набор признаков.

Дифференциальные (различительные) – звонкость «Д» дом – том; фонема способна различать смыслы и противопоставлять другим в системе языка.

Интегральные (неразличительные) – признаки фонемы, по которым данная фонема не может быть прямо и разновидностью противоположности другой фонеме. Н-р взрывность «Г»

Дифференциальные признаки фонем в отдельных языках: 1) мягкость – взрывность: русский весь – вес. 2) долгота и краткость – fut – fit; 3) лабиализованность и нелабиализованность: soeur – serre. 4) открытость – закрытость: bad – bed.

Дифференциальные признаки индивидуальны для каждого языка. Интегральный характер не влияет на изменение смысла. Примеры фонем: сАм – сОм, лИс – лЕс, луК – луГ. =нейтрализация смыслоразличительной функции (звучат одинакого).

Позиция фонемы: 1)сильная – это благоприятная фонема «Д»: для выполнения его функций. Позиция сохраняет все свои дифференцирующие признаки. ДОМ – звонкость, переднеязычность, взрывность) = основной вид фонемы. 2) слабая – неблагоприятна для смыслоразличительной функции. Утрачивается хотя бы один дифференцирующий признак. ПОД СНЕГОМ (звонкость , переднеязычность , взрывность) = аллофон (с греч. «иначе звучащий»).

Аллофоны

1) варианты фонем Н-р лиса – леса. [И]- совпадение в слабой позиции 2-х разных фонем И и Э; 2) Вариации – мал – мял А(более задний) и А(более передний) – реализация одной фонемы А (прогрессивная аккомодация.

Оппозиции фонем

Коррелятивные – П-Б такая противопоставленность фонем, когда звуковые единицы различаются только по одному признаку (по дифференционному), все остальные признаки совпадают. Некоррелятивные – П-Г противопоставлены по нескольким дифференцирующим признакам одновременно.

Интегральные признаки – признаки, не использующиеся для различения фонем. Оппозиции делятся на фонологические и нефонологические. Фонологические оппозиции образуют любые звуки, при условии, что противопоставления в нашем сознании связаны с разными смыслами.

11. Морфология. Морфема и алломорфы. Типы морфем. Словообразующие (деривационные) и формообразующие (реляционные) морфемы.

Морфология, как раздел языкознания. (от греческого morphe – «Форма») – большой раздел грамматики, грамматика слова. Морфология – раздел языкознания, изучающий систему морфем и привал их функционирования в составе слова. Задачи: систематизация слов по их морфологическому составу, разработка принципов морфологического анализа.

Исследует формы слова и выражаемые ими значения, явления словоизменения (парадигматика слов), способы выражения абстрактных грамматических значений, разработка учения о частях речи.

Изучение слов и морфем в аспектах: - их свойства, позволяющего осуществить сегментацию речи на слова и морфемы; - особенности строения слов и морфем; - характер оппозиции между словами; - дифференцирующие признаки, определяющие место слов и морфем; - характеристика варьирования слов и морфем в речи. Решает проблемы: - грамматического значения и категории слов; - системы формального показателя грамматических значений; - принципы грамматической классификации слов на части речи. Исследование морфем.

Морфема – минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня (имеет план содержание и план выражения). Характерная черта – их повторяемость в структуре разных слов, что позволяет выявить их значение. Отличия от фонемы – (фонема = звук, минимальная единица, но нет значения; служит для распознавания морфем; высокая степень абстракции) Сочетание фонем образует морфемы и слова. Отличается от лексемы – это слово в совокупности всех его словоизменительных форм.

Типы морфем (по семантическим признакам = по значению): 1) лексическая – носитель –корневая морфема, выражающая наиболее семантически насыщенную часть слова; 2) грамматические – служебные слова; 3) словообразовательные – уточняют значение слова.

Виды морфем: 1) корневые морфемы – формируют лексическое значение слова, выражают основное лексическое значение (передает обобщенное представление о понятии, явлении); 2) деривационные (словообразовательные) – уточняют основные лексические значения, привносят дополнительные оттенки, передают словообразовательные значения (аффиксы); 3) реляционные (формообразующие) (флексии) передают грамматические значения; 4) нулевые морфемы – морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением.

Морфема и алломорф.

Морф – одна из формальных разновидностей морфемы, возникающая в системе формального видоизменения морфемы в зависимости от фонетических и морфологических условий, состав одной и той же морфемы в разных словах.

Алломорф (с греческого – «иначе звучащий») – это тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе. Н-р ходит: корневой морф –ХОД- представлен корневую морфему –ХОД- (морфему как абстрактную единицу языка нельзя ни произнести, ни написать) –ХОЖ- хожу, -ХОЖД- хождение. Виды алломорфов: 1) фонетически обуславливается – вызванное фонетическими процессами (характерны для живого языка); 2) исторически обуславливается – сложившееся в результате фонетических процессов в истории развития языка; 3) морфологически обусловленные – вызванные особенностями знаменательных морфем некоторых слов.

Аффиксы

Это морфемы с грамматическим значением. Не существуют вне слова, сопровождают корень, служат для словообразования и словоизменения. Корни – выражают центральное лексическое значение, есть в каждом слове.

Классификация аффиксов: I по семантическим типам: 1) Деривационные (словообразующие) – в соединении с корнем модифицируют лексическое значение корня Н-р стол – столик – престол – столица, либо переводят слово в другую часть речи – столовая – столоваться, либо сигнализируют о принадлежности слова к тому или иному склонению или спряжению. Подвиды – словообразующие – производит новое слово среди однокоренных слов, основообразующие – если корень + аффикс образуют основу слова. Суффикс

– деривационный аффикс, находящийся после корня. Префикс – перед корнем. 2) Реляционные аффиксы – в соединении с основой образуют грамматическую словоформу, т.е. одну из морфологических форм одного и того же слова. Н-р стол – стола – столу. II Позиционные типы: 1) префиксы (приставка) – аффиксы, предшествующие корню; 2) Постфикс – следующие за корнем (суффикс и флексия); 3) Интерфикс – соединяет два корня или две основы в сложном слове Н-р пароход. Нулевой аффикс – это отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы. Н-р рог.

Морфема — минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такая единица, в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством.

. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окон­чания, т. е. как понятие минимальной значащей части слова, ли­нейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе. Наряду с этими, как теперь говорят, сегментными морфемами Бодуэн рассматривает и нулевые морфемы, «лишенные,—как он пишет,—всякого произносительно-слухового со­става», выступающие, например, в формах им. п. ед. ч. дом, стол или Род. п. мн. ч. мест, дел (нулевые окончания). Позже в работах многих лингвистов разных стран понятие морфемы было значительно расширено и углублено и постепенно стало одним из центральных понятий в мировом языкознании. Теперь морфема рассматривается как универсальная языковая единица. Наряду с сегментными морфемами — частями слов — выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова—служебного (например, наши предлоги к, на, союзы и, но) или знаменательного (здесь, увы, метро рагу).

Вычленение морфем — частей слов — основы­вается на параллелизме между частичными различиями, наблюдаемы­ми во внешнем облике (звучании) слов и их форм, и частичными раз­личиями в значениях (лексических и грамматических), передаваемых этими словами и формами.

Путем сравнения форм, частично различ­ных (и тем самым частично сходных) по зву­чанию и по значению, мы выявляем различия (и сходства) в звучании, параллельные различиям (и, соответственно, сходствам) в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в ко­торых за определенным экспонентом (отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закреплено определенное содержание (значение). Если эти единицы окажутся минимальными, т.е. не поддаю­щимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это и будут морфемы.

Сегментные морфемы — части слов (части простых, синтетических словоформ) — разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) некорни, или аффиксы. Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру выражаемого зна­чения и по своей функции в составе слова

В составе знаменательных слов корниявляются носителями лексических значений, обычно совпадающих с лексическими значе­ниями слов, содержащих эти корни и наиболее простых по морфоло­гической структуре. Так, значение корня рук- совпадает с лексическим значением слова рука. В знаменательных словах более сложной струк­туры корень (или каждый из корней, если их в слове несколько) не­сет какую-то часть целостного лексического значения слова или же выступает как «опора» мотивировки. Аффиксыне несут самостоятельных лексических значений, их значения либо лексико-грамматические (словообразовательные, деривационные), либо собственно грамматические (как иногда говорят, реляционные, т. е. выражающие отношения), либо, наконец, они выполняют формально-структурные и формально-классифицирующие функции.

Корень (или сочетание корней) образует смысловое ядро и струк­турный организующий центр слова. Деривационные аффиксы участ­вуют вместе с корнем (сочетанием корней) в формировании целостного лексического значения слова.

В рус­ском языке (и ряде других) возможны три позиции и, сообразно этому, три главных позиционных класса аффиксов: 1) позицию перед корнем или корнями (нередко, исходя из письменного облика слова, говорят «слева от корня») занимают префиксы, или приставки, что осо­бенно типично для глаголов и отглагольных имен, но широко наблю­дается и в других частях речи; 2) позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы (в широком смысле), нередко представленные в русском языке цепочками из нескольких единиц в одной словоформе; 3) позиция между двумя корнями нередко бы­вает заполнена интерфиксом; в качестве интерфиксов высту­пают формально-структурные, соединительные аффиксы, например орфографическое -о- (собственно -/а/-) в лесоруб или орфографическое -е- (собственно -/i/-) в бурелом.

Постфиксы в широком смысле в свою очередь подразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных крите­риев. Так, выделяют окончания (или флексии), которые ' большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают пози­цию на самом конце простой словоформы, а главное выражают те или иные синтаксические связи данного слова с другими словами. Поэтому говорят о падежных, личных и родовых (например, в несла, несло) окончаниях, но обычно не считают окончанием стоящий всегда на конце показатель инфинитива. Большинство постфиксов, не попадаю­щих в число окончаний, называют суффиксами. В русской грамматике выделяют еще одну группу — постфиксы в узком смысле. Это возвратная морфема -ся/-сь, которая всегда ставится после окон­чания, также -то, -либо в какой-то, какой-либо.

Префиксы и постфиксы разного рода широко представлены во многих языках, однако есть языки, в которых один из этих типов почти довсе отсутствует или используется редко. Интерфиксы есть, в частности, в немецком («соединительное -s-»), например, в Аrbeit[s]tag 'рабочий день').

С помощью морфемы выражается лексическое и грамматическое значение слова, образуются новые слова, слова изменяют грамматическую форму, т.е. склоняются, спрягаются.

Границы содержательного варьирования, т.е. полисемии морфемы, определяются на основании довольно зыбкого критерия смысловой связи между зна­чениями, опирающегося на языковое чутье и не поддающегося форма­лизации. Между двумя значениями глагольного префикса над- «чувствуется» момент связи: и в том, и в другом действие глагола оказывается ограниченным в пространстве областью, представ­ляемой как «верх» предмета (в прямом или переносном смысле), что перекликается с пространственным значением предлога над и именного префикса над- (ср. надкостный}.

Морфемы делятся на формообразовательные (аффикс): завод – заводу – заводом - … и словообразовательные (меняют лексическое значение слова): общественный – антиобщественный.

Основа слова – это слово без окончания.

12. Морфология. Морфемный анализ слова (синхронический и диахронический), его принципы. Опрощение и переразложение.

Основные понятия: Морфема – минимальная значимая единица языка;

Словоформа – лексема, реализованная в одной из форм;

Лексема в речи существует в виде словоформы. Нулевая морфема – морфема, которая отсутствует (нет плана выражения), но несет определенный смысл.

Парадигма – совокупность всех грамматических форм слова.

Идеоматичность – это семантическая неразложимость конструкции/ невозможность вывести значение целого из совокупности значений его частей/ все значение не равно сумме частей.

Синкретизм – способность языковых единиц выражать несколько значений через один формальный показатель. Н-р хожу (-у- выражает несколько грамматических значений).

Морфология, как лингвистическая дисциплина

История термина: Морфология (греческий «наука о форме»). И.В. фон Гете (1748 – 1832) – термин «морфология», применительно к естественным наукам. В лингвистику: А. Шлейхер (1821 – 1868) «О морфологии языка» - лингвистический термин «морфология».

Морфология (образование словоформ из морфем) + синтаксис (построение связных высказывание из их частей, из словоформ) = грамматика (совокупность правил построения).

Что же является основным объектом морфологии? Морфема или словоформа?

1) Традиционная концепция (19 – начало 20 вв) – «формы слов», преимущественный интерес к грамматическим морфема и написание формальных механизмов словоизменения (парадигм).

2) расширение понимания (с первой половины 20 вв.) – - «формальный подход» (формы слов и конструкций) Соссюр, Есперсон и Матезук; - «словесный подход» (все то, что выражается внутри слова: содержание и форма) Брендаль, Блуфильд. (более глубокое и содержательное отношение к морфологии)

Общепринятое сегодня определение: «…слово во всех его релевантных аспектах» - описание свойств слова и его значащих частей (т.е. морфем) (Мельчук, Блунеян). Объект исследования – словоформа + входящая в нее морфема.

Морф и морфема:

Морф – речевая реализация морфемы («произнесенная, услышанная морфема»)

Морфема – минимально значимая единица речи.

Н-р «Ворон к ворону летит, ворон ворону кричит» Морфем – 8 (ворон-, -у, -ит, -ет, крич-, к, нулевое окончание, лет-), морфов – 15.

Принцип морфемного анализа.

Принципы = исходные установки.

1) морфема – минимальный элемент словоформы, имеющий лексическое (корневые, словообразующие морфемы) значение и грамматическое реализация. 2) морфема состоит из одной или нескольких фонем. Искл: нулевая фонема; 3) словоформа делится на морфемы без остатка «фонетические перестройки» Н-р fish-i-s; 4) каждая морфема имеет то или иное значение. Синкретизм грамматических морфем во флективных языках Н-р пиш – у (обладает несколькими значениями); 5) значение словоформы = сумма значений морфем. Н-р дом-ик-у. ? морфологическая идеоматичность (когда значение словоформы невозможно выделить из значения целого Н-р be long, -ник- (ночник, дневник, лыжник) – компонент: лицо или объект имеющий специальное отношение в объекту, выраженному в корне; 6) принцип вычленении морфемы в словоформе. Данный элемент является морфемой при наличии сходного (по значению и форме) элемента в другом выражении. Существуют морфемы с уникальным окружением Н-р ман- (манна), -адь- попадья) – выражение женского рода.

Алломорф

Не идентичный, а сходный элемент (допускающий возможность варьирования). Содержание варьирования: над- (надстроить), над- (надкусить). Формальное варьирование (алломорф): 1) фонетическое Н-р плод (бесплодный, плоды) – алломорфы. 2) грамматическое Н-р jar-ok (я иду), jar-t-am (я шел). 3) лексическое (при изменении значения слова) Н-р латинский ars-artes (ремесла, 3скл.), artus (суставы). Показатель множественного числа варьируется от значения всего слова.

Опрощение и переразложение.

Опрощение – процесс слияния морфем, в результате которого две или несколько морфем объединяются в одну (слияние корня и аффикса). Причины: 1) утрата производительности слова или основы; 2) потеря семантической связи с мотивированной основой; 3) утрата производительности словопроизводительным аффиксом; 4) фонетические изменения сочетания слова. Н-р обвлако – облако (морфем становится меньше, в основе – фонетические процессы). Утрата мотивации: н-р кры-ш-а- крыш-а, за-втр-а-к – завтрак.

Переразложение – образование новых границ между морфемами. Н-р точ-и-лк-а – точ-ил-к-а (от точило), под-уш-к-а – по-душ-к-а (от дух, дышать).

13. Парадигматические связи в языке. Грамматическая форма слова. Парадигматический ряд и парадигма в морфологии. Понятие нулевой флексии.

Грамматическая форма слова – это единство грамматического значения и грамматического способа, т.е. материальное выражение грамматического значения, той системы формальных средств, с помощью которых он выражается. Компоненты: 1) лексический, выражается корнем; 2) грамматический; 3) собственно формальный.

Парадигма – упорядоченный список (инвентарь) грамматических форм лексемы в рамках той или иной грамматической категории (противопоставление не по одному признаку) Н-р глагол в русском языке: Грамматические категории а) времени с парадигмами настоящего, прошедшего и будущего; б) наклонения с парадигмами: изъявительного, сослагательного и повелительного; в) род с парадигмами мужского, женского и среднего. Это совокупность грамматических форм одного слова.

Парадигматические отношения – отношения противопоставления нескольких элементов языка, выбора одного из взаимозаключаемых элементов. Единицы языка объединенные в сознании пользуются языком. Соответствуют функции «или-или». Противопоставлены синтагматическим отношениям. Не линейны и постоянны. Свойственны языку, а не речи.

Парадигматический ряд – противопоставления словоформ по одному признаку Н-р бегу – бежал (совпадает лицо, число, вид, наклонение, залог, но различаются по времени).

Лексема – слово во всей его совокупности словоформ Н-р брат, брату, брата и т.д.

Словоформа(конкретное слово в конкретной грамматической форме) – Лексема – Парадигма (упорядоченный список грамматических форм) – Парадигматический ряд.

Нулевые морфемы — это морфемы с нулевым экспонентом, передающим то или иное грамматическое значение. Нулевой экспонент есть значащее отсутствие аффикса или служебного слова, регулярно противопоставляемое наличию аффикса или служебного слова в соотносительных случаях. Так, отсутствие окончания в форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и, с другой стороны, формам бела, бело, белы. Нулевая морфема включается в определенной точке речевой цепи в линейную последовательность сегментных морфем: бел|#

В зависимости от того, чему именно противопоставлен нулевой экспонент, различают несколько видов нулевых морфем. Самый известный из них — нулевое окончание, или нулевая флексия (ср. только что приведенный пример). Нулевой суффикс имеем в формах мн. ч. болгары, крестьяне — при ед. ч. болгарин и т. д. с суффиксом -ин-; в формах совершенного вида решу, одолею, оценю, расскажу— при несовершенном виде с суффиксами -а- (решаю), -ва- (одолеваю), -ива-/-ыва- (оцениваю, рассказываю). Нулевых префиксов в русском языке нет, поскольку префиксы не создают у нас таких регулярных противопоставлений, которые позволили бы говорить при отсутствии префикса о нулевой морфеме. В болгарском языке

префиксы по- и най- являются обязательными и единственными морфемами, передаю-щими значение сравнительной и превосходной степени соответственно, поэтому в

положительной степени с полным правом может быть выделен нуль префикса: #\хубав

'хороший'—по-хубав—най-хубав.

Пример нулевой морфемы, противопоставленной служебному слову: отсутствие

вспомогательного глагола в Ему пора идти при наличии такого глагола в Ему было

(будет) пора идти.

14. Грамматические значения и категории. Отличия грамматического значения и лексического.

Грамматическое значение – значение отношения его к другим словам в предложении в процессе осуществления акта коммуникации и понимания. Носители грамматического значения: аффиксы, морфемы, служебные слова.

Основные признаки: - обобщенность (высокий уровень абстракции признаков и отношений), универсальность; - обязательность (облигаторность) (существительное – значение числа выражается всегда, не зависимо от целей и намерения говорящего). Принуждение или давление грамматической системы на носителей языка, заставляет выражать то или иной значение не зависимо от целей говорящего. – индивидуально (распространяется на целый класс слов. Н-р все глаголы выражают значения вида, наклонения, времени, лица и числа); - закрытость списка. Н-р у существительных значение рода, числа и падежа.

Материальное выражение грамматического значения – грамматическая форма, парадигма.

Функции: - является побочным значением слова; -играет существенную роль в создании целого значения предложения.

Основные признаки: - регулярное и специализированное выражение; - охватывание всех слов, либо часть слов данного класса; - принудительное употребление.

Грамматические значения не могут быть индивидуальными. Один из основных принципов – индивидуальность распространяется на целый класс слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций.

Грамматическая категория – общее грамматическое понятие, в рамках которого противопоставляются друг другу как минимум два грамматических понятия. Н-р в русском языке: существительное –род, число, падеж; глагол – время, лицо, вид, наклонение, залог. Это совокупность элементов языка, объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Это система противопоставления друг другу грамматических форм Н-р единственное и множественное число у существительного. В русском языке отсутствуют такие грамматические категории как определенность и неопределенность у существительных, в английском языке – нет падежа, нет рода (т.к. нет среди существительных минимального противопоставления по значению рода).

Грамматические категории – группы словоформ, объединенные общностью грамматического значения. Практическое владение грамматическими категориями не означает их осознанного «видения» и применения. Грамматические категории обобщают ряды слов, их форм, предложений и их частей. В соответствии с тем, какие именно знаки языка обобщают грамматические категории, можно различать:

1) Грамматические категории слов: объединяют и по общему признаку отождествляют большие классы слов: слова, названия предметов (им. существительные), процессы (глаголы), (наречия) и т.д.; род им существительного, качественные и относительные прилагательные.

2) Грамматические категории словесных форм: объединенные и по какому-либо общему признаку отождествляющие, большие классы словесных форм (видоизмененные слова); объединенные ряды форм имени, различающие ед. и мн. ч; формы глагола, различие прош., наст. и буд. времен

3) Грамматические категории словесных позиций:объединенные и по общему признаку различают знаменательные слова, занимающие одну и ту же позицию в высказывании (относят члены предложения (подл., сказ., доп.,... ), вводность, обособление, обращение.

4) Грамматические категории словесных конструкций: объединяющие и по каким-либо общим признакам, отожествляющих различные высказывания. Например: мы можем выразить мысль следующими предложениями.: сложным, простим, бессоюзным, союзным, сложносочиненным, сложноподчиненным, повелительным, побудительным, восклицательным, вопросительным. И каждое такое предложение и есть одна из грамматических категорий словесных конструкций. И как любая иная категория, она представляет собой единство грам. знач. и формальность средств его выражения.

Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв. 'письменное искусство' — от gramma 'буква') неоднозначен: он обо­значает и науку — раздел языковедения, и объект этой науки — объ­ективно существующий в каждом языке грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле—как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уров­нях его структуры, либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли. Первыми правилами занимается морфология, вторыми – синтаксис.

Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с ка­кими-то чертами передаваемого содержания. Грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т. е. между значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами понимания выражае­мых смыслов, правилами перехода от воспринимаемого адресатом плана выражения высказывания к закодированному в нем плану со­держания.

Те элементы содержания, которые стоят за грамматиче­скими правилами, называют грамматическими значениями. Грамматические значения представлены, конечно, не только в отдельных словах и их формах, но в еще большей мере — в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом предложении. Если в слове грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями, Ударением и т. д., то в словосочетании и предложении к этим грамма­тическим средствам присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные слова, обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические средства (или способы), применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих грамматических значений.

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно, как бы мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том, что в создании целостного значения высказывания, а также значения всех его осмысленных частей грамматические значения играют весьма су­щественную роль, ничуть не меньшую, чем лексические значения ис­пользованных в высказывании слов. Ср., например, сочетания подарок жены и подарок жене (слова те же, но изменено одно окончание и полу­чается совсем другой смысл); или достань палку! и достань палкой!; или — с более тонким различием — выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в -последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения создает добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и то же слово вперед, употреб­ленное в качестве однословного предложения с повелительной инто­нацией (Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?). Именно грамматические значения организуют высказывание, делают его аде­кватным выражением мысли.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение Петров — студент. Слова, входя­щие в состав этого предложения, выражают два лексических значе­ния: 1) имя собственное Петров выражает представление о конкрет­ном лице, носящем такую фамилию, 2) нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но зна­чение предложения Петров — студент не сводится к простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается в на­рочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта, что личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты». Мы можем выделить здесь следующие грамматические значения:

1) Значение утверждения некоторого факта (ср. вопрос о факте при другой, вопросительной, интонации: Петров студент?).

2) Значение нарочитого отождествления (в определенном отноше­нии) двух мыслимых единиц (ср. попутное упоминание о тождестве тех же единиц в Студент Петров не явился на экзамен).

3) Значение отнесенности факта к настоящему моменту (или пе­риоду) времени, что выражено здесь отсутствием глагола (ср.: Петров был студентом, Петров будет студентом).

4) Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола (ср.: Петров был бы студентом, если бы не провалился на вступительных экзаменах или Будь Петров студентом, он получил бы место в общежитии).

5) Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в дру­гом слове отсутствием окончания (ср. Петровы—студенты).

6) Далее оба существительных относятся к мужскому грамматиче­скому роду, что в данном случае, поскольку это существительные, обозначающие лиц, указывает на мужской пол (ср. Петрова — сту­дентка).

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставлен­ных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями. Грам­матические категории чрезвычайно разнообразны. Так, есть категории двучленные, например, в современном рус­ском языке число (единственное : множественное), глагольный вид (совершенный : несовершенный); трехчленные, например, лицо (пер­вое : второе : третье); многочленные, например, в русском и многих других языках — падеж.

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела — морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи (и вообще единиц, больших, чем отдельное слово). Разделение на морфологию и синтак­сис в известной мере условно, так как грамматические значения, стоя­щие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках словосочетания и предложения. В составе «грамматики слова» выделяются область, связанная с образованием слов как лексических единиц языка, и область, связанная с образованием грамматических форм слова. Первую область называют наукой о словообразовании (иногда дериватологией), вторую — собственно морфологией.

15. Грамматические способы. Аналитические и синтетические способы. Фузия и агглютинация.

Способы выражения грамматического значения:

1) Синтетический способ – предполагает возможность объединения внутри слова нескольких морфем (корневые, словообразовательные, словоизменительные); грамматическое значение выражается в рамках слова. Н-р: аффиксация, редупликация, суплетивизм. Способы, выражающие грамматику внутри слова – это внутренняя флексия, аффиксы, повторы, сложение, ударение и суплетивизм.

2) Аналитический способ – предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использованием служебных элементов, образующие в сочетании с полнознаменательными лексическими единицами сложные грамматические формы. Способы, выражающие грамматику вне слова – это способы служебных слов, порядка слов, интонации. Н-р использование служебных слов, интонация, порядок слов.

Синтетические грамматические средства:

1) Аффиксация – словоизменения посредством флексии, которая может передавать несколько грамматических значений одновременно.

2) Редупликация – выражение грамматического значения путем полного или частичного повтора основы.

3) Суплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения грамматического значения. Два разных корня вступают в одной и той же парадигме, взаимно исключая друг друга. Выражено: 1) аффиксальный: делать – сделать; 2) различие корня: брать – взять; 3) основ: садиться – сесть. Н-р в русском языке: хорошо – лучше, я – меня. Во французском: bon – meilleur, je – moi. Образование форм множественного числа от разного корня: человек – люди, ребенок – дети. Название нации: армянин – армяне. Родовые пары – козел – козы.

4) Ударение и различия тона – принадлежность слова к той или иной части речи определенной по месту ударения.

Словесное ударение может быть грамматическим средством, когда оно изменчиво, т.е. подвижно. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом вследствие своей политонности. Н-р мУка – мукА; крУжки – кружкИ; высыпАть – вЫсыпать.

Грамматическое значение синтезируется, соединяется с лексическим значением в пределах слова. Н-р латинский язык filium (сущ., ед.ч., в.п., пр. доп.)

Слова синтетических языков самостоятельны, полноценны как для лексики, так и для грамматики. Древние письменные индоевропейские языки: санскрит, древнегреческий, латинский, готский, старославянский. В настоящее время: литовский, немецкий, русский.

Аналитические грамматические средства:

1) Использование служебных слов

2) Интонация

3) Порядок слов

Грамматическое значение отделяется от лексического. Лексическое значение содержится в самом слове, грамматическое – сопровождает знаменательное слово служебными словами, либо интонацией. Н-р романские языки: английский, датский, новогреческий, новоперсидский, славянские: белорусский.

Внутренняя флексия – изменение внутреннего состава самого корня. Грамматически значимое изменение фонемного состава корня. Чередуются не аллофоны одной фонемы, а самостоятельные фонемы друг с другом или с нулем. Н-р голь – гол, рван – рвань. Избегать – избежать, собирать – собрать.

В языках мира наблюдаются две тенденции аффиксации, который в значительной мере определяют и характер лексем и типов синтаксических связей в предложении.

1) Фузия – тесное присоединение нестандартных аффиксов, могущих быть многозначными, к корням, которые могут изменяться. Свойственна индоевропейским языкам, в т.ч. и русскому. При фузии аффиксы и внешние и внутренние тесно спаиваются с корнями и друг с другом и в составе этих «сплавов» теряют свое значение, как бы «затухают», «стираются». Показатели внешней спайки в русском языке – детский, богатство, резчик, объездчик, где У и Щ – сплавлены.

2) Агглютинация – такое механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к неизменяемым корням. Свойственна большинству языков Азии, Африки, Океании.

Но! В русском языке прослеживается и агглютинация. Н-р префиксы – однозначны, стандартны при разных частях речи и их характер присоединения к корням не имеет характер тесного сплавления. Постфиксы – возвратный суффикс –ся (-сь) – Н-р двигающихся, пошла ка. При агглютинации целое слово не представляет собой сочетание таких двучленов из производящей основы и формообразующего элемента – является цепочкой самостоятельных, сохраняющих всегда свою значимость морфем. Н-р казахский: аттыларыма – «моим всадником», буквально: лошадь+обладающий+много+мой+ему. Слово, построенное по принципу агглютинации похоже на длинный на длинный поезд, где корень – паровоз, а цепь аффиксов – вагонов, «просветы» между которыми хорошо видны.

16. Части речи. Принципы классификации. Промежуточные случаи.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка. Данные множества слов обладают какими-то общими грамматическими признаками.

- семантический критерий (общее категориальное значение слов) предмет (существительное)- признак (прилагательное).

- синтаксический критерий (первично синтаксическая функция, т.е. способность выступать в позиции определенных членов предложения и сочетаться с определенными классами слов)

- морфологический критерий (особенность формообразования и состав грамматических категорий).

- деривационный (особенности словообразования)

- фонологический (особенности фонемного строя)

Наличие «промежуточных» случаев в системе частей речи – совмещающие в себе черты разных частей речи: инфинитив, причастие, деепричастие. Также некоторые сочетания предлогов с существительными. Н-р за границей, на память, под залог; звукоподражательные изменения слова: мяу, кукареку, буль-буль; этикетные слова: спасибо.

Категория состояния – Л. В. Щерба. Грамматические категории- это объединения, группы совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных грамматических слов при различии их форм. Выражена – омонимами наречий, существительными и другими словами.

Переход (= конверсия) одних частей речи в другие – способ словообразования путем перехода основы в другую парадигму словоизменения. В английском и китайском языках: например англ. Bet (cтавить на кон) с типичным глаголом bet, betting, bets. Употребление слов одной части речи в функции других. Н-р русский язык: мое второе я (местоимение – существительное), большое спасибо (частица – существительное), столовая (прилагательное – существительное).

Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определенных групп или разря­дов, характеризуемых теми или иными грамматическими признаками, и лексико-грамматические разряды (классы) слов, на которые разделяются слова языка на основании признаков: семантический (существительное имеет обобщенное значение – предмет, прилагательное – качество, свойство и т.д.), грамматический, который подразделяется на морфологический и синтаксический (способ связи с другими словами, какую функцию это слово выполняет в предложении).

Грамматические категории, характеризующие слова той или иной части речи, не совпадают или не вполне совпадают в разных языках, но они в любом случае обусловлены общим грамматическим значением данного класса слов.

Начинать нужно с выделения более крупных классов слов, чем отдельные части речи. Это прежде всего уже не раз встречавшиеся нам классы знаменательных и служебных слов, охватывающие каждый по нескольку частей речи традиционной схемы.

Внутри класса знаменательных слов прежде всего выделяются слова-названия и указательно-заместительные слова. Особое место в ряду знаменательных слов занимают междометия — слова, слу­жащие выразителями эмоций (ай, ой, ба, тьфу, ура, дудки) или сигналами волевых побуждений (эй, алло, цыц, брысь, стоп). Для междо­метий характерна синтаксическая обособленность, отсутствие формальных связей с предшествующим и последующим в потоке речи.


1919495488014810.html
1919542406872114.html
    PR.RU™